Искусственный интеллект научился изобретать: испытали ракетный двигатель, целиком созданный нейросетью | dv2025.ru

Искусственный интеллект научился изобретать: испытали ракетный двигатель, целиком созданный нейросетью

Время чтения:6 Минут, 1 Секунд

Событие действительно грандиозное. Компания LEAP 71 (базируется в Дубае, но главные там инженер Жозефина Лисснер и венчурный капиталист Лин Кайзер) представила первый ракетный двигатель, спроектированный ИИ и отпечатанный из меди на 3D принтере. На огневых испытаниях он прекрасно показал себя. Буквально вчера большинство было уверено, что ИИ не в состоянии изобретать. Максимум – ловко компилировать элементы уже придуманного кем-то. Потому что изобретательство – сложная деятельность нашего мозга, и машине такого не дано. Выходит – дано? И машины смогут придумывать другие машины? Тут все не так просто. Давайте разберемся.

БЕЗ ЧЕЛОВЕКА НЕ ОБОШЛОСЬ

Двигатель, созданный целиком без участия человека, без проблем завелся на испытательном стенде, показал тягу в 20 тысяч лошадиных сил, и прошел все тесты – в том числе на прочность (длительное горение). Все, можно в производство!

Конечно, слова «без участия человека» – преувеличение.

Во-первых, человек создал нейросеть и дал ей задание. Те самые «20 тысяч лошадей» – это требования, которые человек предъявил к будущему изделию.

Во-вторых, двигатель печатали на 3D принтере в компании AMCM (Additive Manufacturing Customized Machines), которая специализируется на изготовлении сложных индивидуальных, штучных изделий. Понятно, что код для 3D принтера сгенерировал ИИ, но столь же очевидно, что инженеры AMCM над ним посидели, и учли все тонкости. Иначе зачем дубайской компании партнер? Суньте сами в принтер, да напечатайте.

В-третьих, изделие прошло пост-обработку университете Шеффилда, а непосредственно к испытаниям его готовила компания Airborne Engineering.

Куча народу на самом деле! И несколько стран. Объединенные арабские эмираты (там хорош налоговый режим, и там сидят многие стартаперы), Германия (там печатали – потому что столь сложную штуку так просто не напечатаешь), Великобритания (там знают толк в огневых испытаниях).

Но, если так, выходит, что применение ИИ – просто дань моде? Нет, не так.

ДНИ ВМЕСТО МНОГИХ ЛЕТ

Инженеры сражаются за скорость. Компания, которая первой что-либо разработает, получает все инвестиции. Участь отстающих ужасна.

Все помнят типичную картинку из советского кино: инженеры стоят за чертежными досками. Затем – макет, потом – модель в натуре, бесконечные испытания, исправления огрехов, и все это тянулось годами. Так жил мир в 1970-х.

Казалось, приход ПК в 1980-х все изменит сразу и быстро. Ведь чертить руками больше не надо. Не так быстро, как надеялись! Сделал я на ПК чертеж, на принтер вывел. А работать-то будет? Снова макеты да модели.

Все преобразилось буквально на наших глазах. Вычислительные мощности достигли того уровня, когда можно создавать виртуальную модель. И крутить ее, вертеть. Подвергать прямо там, в невидимой виртуальной среде, нагрузкам, и знать, какая температура, давление в каждой точке. Не треснет ли где металл. Это называется «цифровой образ». И такие образы стали широко применяться с середины 2010-х годов. К ИИ это не имеет никакого отношения. Просто очень быстрые вычисления.

А вот теперь на сцену выходит ИИ. И для нейросетей есть работа, оказывается. Обычный компьютер, вычисляя, просто перебирает все варианты. «Мышление» ИИ устроено почти так же, как человеческое. ИИ сразу «видит», что миллион вариантов не подходят, а вот эта сотня вариантов – вполне. И не тратит ресурсы на обсчет заведомо не нужного. Таким образом, ИИ ускоряет работу и без того быстрого цифрового образа.

А 3D принтер – просто более эффективный способ сделать одну сложную деталь, не заряжая мощные станки, которым ставить задание – неделя уйдет минимум. О чем, собственно, и говорит инженер Жозефина Лисснер:

– Проектирование этого двигателя заняло менее двух недель. Обычно это было бы задачей на многие месяцы и даже годы. Каждая новая итерация двигателя занимает всего несколько минут. Инновации в области космических двигателей сложны и дороги. С нашим подходом мы надеемся сделать космос более доступным для всех.

Лучше не скажешь.

ИНЖЕНЕР XXI ВЕКА

Компания LEAP 71 работает по модели вычислительной инженерии. Штука новая, поэтому давайте об этом подробнее.

Как обычно действует инженер? Он получает техническое задание и, конечно, тут же прикидывает, а что такого, похожего, уже есть, на что опереться. Этот этап мышления инженера никак не формализован, все зависит от опыта конкретного творца, но именно на него обратили внимание адепты вычислительной инженерии.

ИИ ведь владеет всем запасом доступных знаний, и может сопоставлять одно с другим? Это же просто здорово.

Итак, инженер теперь пишет программный код для создания целого класса объектов. В нашем случае ракетных двигателей. И может создавать за минуты много разных двигателей. Вот этот – в 20 тысяч лошадиных сил. А давайте в 18 тысяч. А давайте на другом топливе.

Но сначала машине надо все «разжевать».

На первом этапе инженер сосредотачивается на общих требованиях к изделию (летает, не сгорает, не взрывается, тяга такая-то). И разбивает изделие на крупные, связанные друг с другом, блоки. Поскольку я не силен в ракетных двигателях, приведу пример из радио: в приемнике главные блоки суть настроечный контур, первый усилитель, детектирующая часть, окончательный усилитель. И на такие блоки можно разложить все, что создано человеком.

Затем инженер пишет детальные коды для каждого блока, а главное, задает машине логику их расположения (перечисленные блоки приемника нельзя тасовать, как вздумается, в ракете тем более).

И о чудо, у него в компьютере – алгоритм для построения не конкретного двигателя, а двигателя вообще. Конечно, человек на основании такого кода сможет и сам спроектировать тот или иной двигатель. Но вопрос времени. ИИ все сделает быстрее.

ТАК ОНА МЫСЛИТ?

Тут, казалось бы, и ответ на вопрос, а «мыслит» ли машина. Ответа-то, впрочем, и нет. Потому что непонятно, что такое «мышление».

С одной стороны: какое же это мышление, если инженер написал все коды, и задал машине «дорожку», чтобы она по ней шла и просто разбирала разные варианты, это хорошо, это плохо. Такой бак кислорода не подойдет, быстро прогорит, надо побольше. ИИ – лишь помощник человека, который в целом-то все сделал сам.

С другой стороны: а живой инженер что, не учится так же, как мы учим машину? Вот он пришел в колледж. Ему говорят: бывают такие двигатели, бывают другие. У титана такие-то свойства, у алюминия другие. Вот так детали комбинировать можно, так нельзя. И обучение занимает годы. А потом еще годы и годы практики. И уже этими, «запрограммированными» вещами человек потом оперирует. Так ведь и ИИ – точно так же.

Вопрос скорее философский, но факт: то, что занимало годы, теперь – недели. Это главное.

ВОПРОС-РЕБРОМ

Может ли ИИ изобретать? Не сегодня, так завтра?

Для миллионов людей вопрос в самом деле стоит ребром. Западный мир держится на патентном праве. Россия – одна из немногих стран, где иной изобретатель просто выкладывает свое творение в Сеть, пользуйтесь, спасибо скажете. На Западе иначе: тут же патент, и поскорее стричь купоны со своего детища. Тонкость в том, что компании – разработчики ИИ говорят: все, что придумала наша машина, принадлежит нам. Изобретатели в ответ: ничего бы она без нас не придумала! ИИ для нас как циркуль, как кульман. Мы же не делимся доходами с производителем циркуля.

Пока суды берут сторону изобретателей, считая ИИ чем-то вроде калькулятора. Суды на Западе опираются на прецеденты, в том числе – на исторические мнения. Еще в 1843 году изобретательница первого механического калькулятора Ада Лавлейс писала:

– Машина не претендует на то, чтобы что-то создавать. Она лишь делает то, что мы ей прикажем. Она может анализировать, но не в состоянии открыть закон математики. Ее сфера – то, что уже придумали мы.

И хотя в 1950 году Алан Тьюринг вступил с Лавлейс в заочный спор («будьте уверены, машины застанут нас врасплох»), юристы опираются на определение из словарей: «Изобрести – произвести что-то впервые посредством мышления и эксперимента». Да, ИИ уже «изобретает» антибиотики и даже новые модели зубных щеток, но он же не «мыслит»? Читатель уже понял, что тут игра словами и казуистика. Машина еще «застанет нас врасплох». Наверное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая статья Четыре населенных пункта остаются отрезанными в Приморье
Следующая статья Что произошло со Сбером в Приморье — официальная информация