«Кадров больше не будет»: дефицит кораблестроителей и перспективы Северного морского пути обсудили на первом дальневосточном Морском конгрессе | dv2025.ru

«Кадров больше не будет»: дефицит кораблестроителей и перспективы Северного морского пути обсудили на первом дальневосточном Морском конгрессе

Время чтения:4 Минут, 27 Секунд

Северный морской путь (СМП) на фоне железнодорожного контейнерного затора называют важным транспортным коридором между востоком и западом. С перспектив его развития во Владивостоке в четверг, 30 мая, стартовал второй всероссийский и первый дальневосточный Морской конгресс, собравший, по словам организаторов, более чем 1200 участников из пяти стран. В течение всего дня эксперты отрасли среди прочего рассуждали о Дальнем Востоке в роли флагмана морской отрасли России, возможностях обеспечивать рост флота и победу над кадровым голодом. Вместе с другими гостями жажду полезных знаний удовлетворял и корреспондент Новостей VL.ru.

Морской конгресс проходит в кампусе ДВФУ, где развернули несколько дискуссионных площадок. А выставка отечественных и китайских компаний заняла два уровня в университетском корпусе.

После пленарной сессии, где упоминался Северный морской путь, тема перетекла на площадку, где обсуждался один из аспектов его развития: круглый стол посвятили мерам господдержки, необходимым для увеличения объёмов перевозки рыбы. Правда, плодотворной дискуссии, несмотря на усилия модератора, не получилось – спикерам пришлось повторять то, о чëм представители отрасли говорят давно.

Сенатор и член комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Людмила Талабаева напомнила, что этот морской путь важен для обеспечения центральных регионов страны качественной и недорогой рыбой. Прямых возражений от других спикеров не последовало, но они, в свою очередь, отмечали, что для Северного пути у страны не хватает флота усиленного ледового класса. Нерегулярный характер перевозок не способствует появлению интереса к ним у производителей и логистов – ранее рейсы фактически осуществляли с июля по ноябрь из-за погодных условий, не всё понятно было и с действовавшим расписанием. Порту Мурманска требуется модернизация, ему не хватает глубин для принятия большого контейнеровоза. Встаёт у рыбопромышленников и такой вопрос: даже если на запад из регионов Дальнего Востока массово повезут их товар по морю (сейчас в приоритете железнодорожный и автотранспорт), то что можно везти назад?

Напомним, с 2022 года по 560 млн рублей бюджет выделяет перевозчикам различных грузов, чтобы компенсировать недополученные средства из-за льготных тарифов на Северном морском пути. Собственно непосредственно по поводу господдержки поступило только одно предложение от участников посвящённого ей круглого стола:

«На наш взгляд, субсидия должна выделяться не морскому перевозчику, а логистической структуре – оператору, который осуществляет полный комплекс всех услуг, – считает Владимир Вальтер, генеральный директор терминала «Сероглазка» (Камчатка), поясняя, что основная стоимость себестоимости перевозок складывается не в море, а на берегу. – Структуру себестоимости, например, приведу прошлого года – рейс полностью сопровождался от Петропавловска до Мурманска. <…> При стоимости конечной около 550 тыс. рублей за 40-футовый контейнер морская перевозка [обошлась всего в] 93 тысячи».

К теме развития СМП вновь вернулись уже вечером – на пленарной сессии конгресса. Перспективы развития есть – уже в 2024 году этот морской путь обещают сделать круглогодичным. В прошлом году по данному направлению уже удалось перевезти больше 36 млн тонн грузов – это рекорд. Планы развития «северной морской артерии» утверждены до 2035 года – до двух триллионов рублей планируют инвестировать в этот проект, чтобы нарастить грузопоток до 220 млн тонн в год. Об этом рассказал Гаджимагомед Гусейнов, первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Не только Дальнему Востоку, но и Приморью есть чем похвастаться в плане развития отрасли. Олег Кожемяко напомнил, что на ССК «Звезда» был заложен самый мощный атомоход в истории мирового судостроения «Лидер» – предприятие уже стало основным «генератором судостроения» в ДФО. За последние четыре года в отрасли судостроения средняя зарплата выросла, по данным главы региона, на 32%. Объём судостроительных работ вырос на 29%. В 2020–2023 годах выпущено 49 судов различного класса и назначения.

При этом самих участников «пленарки» спросили об основных проблемах, стоящих на пути развития Дальнего Востока как морского флагмана. В самом начале дискуссии на первое место вышла проблема кадрового голода. Как подчёркивают эксперты, особенно остро не хватает рядовых кадров и инженеров. Последнее не особо удивляет, если вспомнить, что физика стала одним из самых непопулярных предметов на ЕГЭ – это отметил как раз генеральный директор ССК «Звезда» Сергей Целуйко.

«Кадров больше не будет, – резко резюмировал Олег Кожемяко. – Демографическая ситуация не только у нас, но и во всём мире, она замедляется. Соответственно, остаются какие варианты: улучшение технологий производства, модернизация, повышение производительности труда. Это неминуемо. Рассчитывать на мигрантов тоже не придётся».

В целом Морской конгресс во Владивостоке – это более 30 мероприятий и свыше 180 спикеров. А также выставка площадью 3500 кв. м, на которой свою продукцию представили отечественные и зарубежные компании. В качестве иностранных гостей выступали как минимум четыре производителя из КНР. Так, представитель компании Runcheng, базирующейся в Даляне, на понятном русском языке объяснил, что космонавт на их стенде не представляет продукцию – лишь стремление покорять новые высоты. С судопроизводителями Приморья, по словам гостей, они сотрудничают с 2007 года, но не рассказывают, с какими именно компаниями – коммерческая тайна.

В центре экспозиции «почётное место» занял обширный стенд Приморского края. Представители различных сфер деятельности, связанных с морем, рассказывали о своей работе и показывали еë результаты. Например, любой желающий мог подёргать ручки системы управления двигательной установкой судна – это была продукция владивостокской компании «Союз-Ремонт». Коллеги и конкуренты здесь представляли свои услуги, соперничая за внимание довольно многочисленных зрителей.

Отметим, что перечисленные выше темы составляли лишь малую часть повестки первого дня дальневосточного Морского конгресса. Сегодня его программа продолжится. В числе прочего в центре внимания участников – вопросы цифровизации, внедрения современных технологий и, конечно же, разворот всех экономических процессов на Восток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая статья Спортивные объекты сильно преобразятся к играм Дети Азии
Следующая статья Ученые запустят в космос первый в мире деревянный спутник: Как он спасет планету от апокалипсиса