Мистическая тайна «Девушки с жемчужной сережкой» раскрыта: вот почему она не дает отвести от себя взгляд
Девушку с жемчужной сережкой часто называют голландской или северной Моной Лизой
«Девушку с жемчужной сережкой» работы Яна Вермеера – голландского художника XVII века – часто сравнивают с Моной Лизой Леонардо да-Винчи. Иногда ее даже называют северной Моной Лизой. Или голландской. Обе картины невероятно популярны и окружены мистикой. В разной степени, конечно.
Ученые силятся понять, кто на самом деле позировал Леонардо, почему женщина на его картине так загадочно улыбается, куда и на что она смотрит.
«Девушка с жемчужной сережкой» озадачивает другим: она буквально притягивает взгляды и не дает их от себя отвести. Картина словно бы гипнотизирует наблюдателей. Каким образом? Вот в этот и попытались наконец-то разобраться научные сотрудники музея Маурицхёйса в Гааге (Mauritshuis museum in The Hague), в котором храниться шедевр Вермеера, и неврологи компании Neurensics.
Ученые демонстрировали картину добровольцам. И одновременно отслеживали реакцию их мозга. Магнитно-резонансной томография (МРТ) и электроэнцефалография (ЭЭГ) продемонстрировали: в крайнее возбуждение приходит предклинье (precuneus) — участок теменной доли на внутренней поверхности обоих полушарий мозга, который согласовывает активность сенсорных зон мозга и связан с эпизодической памятью, размышлениями о себе и аспектах сознания. В результате возникает особый неврологический феномен, который исследователи назвали «Устойчивой петлей внимания».
Места на портрете, по которым кружат взгляды наблюдателей
Благодаря приборам, отслеживающим движения глаз наблюдателей, выяснилось: «попадая в петлю», они, как правило, сначала смотрят на левый глаз девушки, потом на ее губы, затем переводят взгляд на жемчужину, возвращаются к глазу, опять к губам и опять к жемчужине… И так – по кругу. В одной и той же последовательности – против часовой стрелки. Стоят и смотрят, смотрят…
Почему гипнотическим эффектом у Вермеера обладает лишь его «Девушка…», ученые точно не знают. Но предполагают, что дело в деталях – особенно в глаза, губах и жемчужине, которые художник выписал весьма тщательно.
Не исключено, конечно, что и вся картина в целом оказывает какое-то сверхъестественное воздействие.
Экспериментаторы не рискуют говорить об этом прямо, но сообщают, что репродукция картины не вызывает столь же сильную реакцию в мозгу, как оригинал. Загадка…
А В ЭТО ВРЕМЯ
Мона Лиза не ухмыляется
У тех, кому доводилось разглядывать знаменитый портрет работы Леонардо да Винчи — не у всех, но у многих – возникало двойственное впечатление. Сначала казалось, что улыбка у женщины насмешливая и хитрая. А потом — буквально через несколько минут — она становилась печальной. В итоге, некоторые даже называли улыбку жалобной и горькой. Словно у одесской Мурки перед тем, как ее зарезали.
Мона Лиза приковывает взгляды своей загадочной улыбкой
Какая она – улыбка Моны Лизы на самом деле?
В 2017 году на этот вопрос ответили немецкие психологии. Они провели эксперименты, в результате которых сделали два вывода. Первый — на лице у женщины действительно играет улыбка, а не ухмылка или гримаса. Второй вывод: улыбка эта веселая. Или — как хотите: радостная, насмешливая, приветливая. Но отнюдь не печальная.
Экспериментаторы «вырезали» из картины Леонардо да Винчи участок с губами. И чуть подправили их – где подняли кончики, где опустили. В итоге получился набор из 9 улыбок. Одна из них была настоящая — реальной Моны Лиза с картины. Четыре были «опечаленные» и четыре «увеселенные». Улыбки перемешали и предъявили добровольцам, чтобы те их оценили. Добровольцев было 12, каждый ознакомился с набором из 9 улыбок 30 раз.
Найдите настоящую улыбку Моны Лизы среди «подправленных»
Результат: 97 процентов участников эксперимента определили, какая же из улыбок настоящая – с портрета Моны Лизы. И назвали ее веселой. Из чего ученые и сделали свои «эмоциональные» выводы. О чем сообщили в журнале Nature в статье Mona Lisa is always happy – and only sometimes sad.
– Мона Лиза, изображенная на портрете, всем довольна, – уверен Юрген Кормеер (Jürgen Kornmeier), руководивший исследованиями. – Не грустила, очевидно, и женщина, которая позировала мастеру.
А куда она смотрит?
Немцы отличились и в 2019 году – профессор Гернот Хорстман (Gernot Horstmann) из Билефельдского университета (Bielefeld University, Neurocognitive Psychology, Department of Psychology and Sport Sciences at Cluster of Excellence Cognitive Interaction Technology) и его коллега Себастьян Лот (Sebastian Loth) определили куда смотрит Мона Лиза.
Эксперименты, в которых участвовали 2 тысячи добровольцев, продемонстрировали: взгляд женщины устремлен в точку, которая расположена на расстоянии 35,5 сантиметров от нее. Ее глаза «скошены» влево под углом 15,4 градуса.
Ученые получили ответ на интересовавший их вопрос, но породили новую загадку: что находилось в 35,5 сантиметрах от женщины, позировавшей Леонардо да Винчи? Что так сильно приковывало ее внимание? Это до сих пор тайна.
Подробнее в нашем материале.