Услышал вечером в грозу загадочное пение хора женских голосов: Звуки издавали не люди
Ионофон, созданный грозой, может передавать звуки.
Вы идете через ночной лес, и я даже не спрашиваю, что вас туда занесло. Каждый шорох, каждый хруст ветки вызывает дрожь, и, конечно, это приближаются дикие звери, у которых нет другой цели в жизни, кроме как вас сожрать. Но вдруг вы слышите человеческие голоса, пение и музыку. Я бы рванул что есть мочи вперед, падая, разрывая одежду, ломая ветки. Я бы выскочил на опушку в самом жалком состоянии.
Недавно мне пришлось пережить подобное. Одежда не пострадала, и я даже не дал деру. А теперь мы с вами сидим, и думаем, что же это было такое? Сначала – история.
КТО ПОЕТ ПЕРЕД ГРОЗОЙ?
На днях около 9 вечера собралась мощная гроза. Она шла широким фронтом с резко очерченной границей, что хорошо было видно по картам в погодных приложениях.
В 9 уже и так темно, а из-за грозы казалось, что в воздухе разлили чернила. Не было еще дождя и даже ветра. Тишина пронзительная. Но беззвучные молнии сверкали ежесекундно, озаряя все белым неестественным светом. Когда несколько молний блестели одновременно, от предметов во все стороны падали движущиеся тени.
Я попробовал измерить электрическое напряжение в воздухе (у меня есть несколько приборов), но стрелки ушли в зашкал, а индикаторные лампочки постоянно светились.
Я вышел на улицу, и услышал, что вдалеке кто-то поет. Это был хор женских голосов. Звук то усиливался, то ослабевал. Иногда казалось, что он звучит справа, иногда слева. Проще сказать, он был везде и нигде.
Я был немало озадачен. Я точно знал, что у этого звука нет естественного источника. Дело было в мало населенной деревне, и тут нет любителей собраться на завалинке и спеть хором перед мощной грозой. Допустим, кто-то оставил включенным приемник. Но я не припомню, чтобы кто-то в принципе здесь слушал музыку, нет тут таких меломанов.
Мимо меня прошел знакомый мужчина, он торопился к себе домой.
– Ты это слышишь? – спросил я его.
Он остановился, поводил туда-сюда головой.
– Что-то есть. Может, лоси? Они иногда разговаривают, от людей не отличишь.
– А я слышу пение, – возразил я.
– А по мне, говорят что-то, – не согласился мужчина.
В мгновение ока плотный, теплый, словно сладкий чай, воздух взорвался порывами ветра. Потоки воды обрушились с неба. Мужчина прикрыл голову курткой и побежал к себе. В реве урагана, в капельной дроби, конечно, уже никаких голосов.
Что же это было?
ГОВОРЯЩАЯ СОСИСКА
Вернувшись домой и слушая стук капель (индикаторные лампочки приборов по-прежнему горели, не переставая), я вдруг вспомнил старый-престарый ролик, из того, древнего Ю Туба. Найти его мне не удалось, но я отлично запомнил, что там было.
Два веселых физика взяли сосиску, насадили ее на металлический стержень. Стержень заземлили. Соблюдая всякие предосторожности (не повторяйте, я вас умоляю), поднесли сосиску к проводу высокого напряжения, который шел вверх, на вышку электропередачи.
Сосиска задымилась, между нею и толстым проводом засветился электрический, медленный такой, разряд. И раздались голоса дикторов. Это было радио. Сосиска стала радиоприемником.
Потом физики съели сосиску, она вполне прожарилась.
Они объяснили: из-за того, что воздух возле вышки был наполнен электричеством, между заземленной сосиской и ЛЭП возник коронный разряд. Рядом – мощная радиостанция. Радиоволны колебали этот разряд, воздействовали на него. Разряд в ответ раскачивал воздух вокруг. Так радиоволны превратились в звук.
Что-то такое случилось и у меня, но как?
И тут я вспомнил, что у меня есть длинная радиоантенна, которая, когда приемник отключен, заземлена. Заземление колхозное: кончик антенны прицеплен к гвоздю. К гвоздю же – и провод заземления. Контакты плохие, гвоздь ржавый. Где-то тут и возник разряд. Радиоволна (а где их нет) его раскачала.
Но что-то не складывалось. Все это богатство, включая пресловутый гвоздь, у меня в сарае. Дверь закрыта. До сарая метров 50. Мог ли я слышать «передачу» с такого расстояния? Да и звучала она словно из разных мест.
КАК ГРОЗА СТАЛА РАДИОПРИЕМНИКОМ
– Вы стали свидетелем работы ионофона, только не искусственного, а созданного природой, – говорит кандидат технических наук Владимир Поляков.
У этого занятного прибора длинная история. Весь XIX век физики экспериментировали с мощными электрическими дугами. Один электрод, другой, между ними – высокое напряжение. Воздух ионизируется, то есть начинает проводить электричество. Возникает дуга. И она причудливо шипит.
Изобретатель Уильям Дуддел заметил, что тон шипения можно контролировать, меняя параметры системы. В 1899 году он представил даже «дуговой орган»: нажимая клавиши, ты менял тон электрического шума, и мог сыграть простенькую мелодию.
В ХХ веке пошли дальше, и стали подавать на дугу готовый звук – например, с магнитофона. Так появились ионофоны-громкоговорители. И там очень простой принцип. Создается разряд, его колеблет сигнал с магнитофона, в ответ разряд сотрясает воздух, и мы все слышим ушами. Как с сосиской, только без сосиски.
Оказалось, что качество звука там очень высокое.
– Правда, басы ионофон почти не воспроизводит, – уточняет Поляков.
Но на практике штука сложная, дорогая и опасная. В результате сегодня ионофоны – это или штучные, собранные на паре-тройке фирм, устройства для редких ценителей кристально чистого звука. Или поделки – многие радиолюбители собирают, радуются, а потом ставят на полку.
И с этими ионофонами что-то не то. Я видел ролики, как человек на таком ионофоне ловил радиостанцию. Вот только названия станции диктор так и не назвал, адреса, которые звучали в рекламе, были какими-то странными, а рекламируемых товаров, похоже, никогда не существовало. Отчего у любителей и есть стойкий миф, что это, дескать, «радио из прошлого». Но вся эта околонаучная мистика – отдельная тема.
– Из-за того, что воздух был наполнен электричеством, везде, где только можно, образовались коронные разряды, – говорит Владимир Поляков, – Главную роль тут, конечно, сыграло напряжение между облаками и землей. А дальше – как в ионофоне, радиосигнал принялся колебать коронные разряды.
Вот только, по мнению Владимира Полякова, радио уловилось не простое.
– Вряд ли это была радиопередача со станции. Скорее всего, вы слышали «природное» радио, – говорит Поляков.
Мало кто знает: Мать-Природа не хуже человека выходит в эфир. Каждая молния – источник радиосигнала. В секунду на планете вспыхивает около сотни молний. Их сигналы никуда не деваются, а начинают путешествие, часто за тысячи километров, отражаясь то от Земли, то от ионосферы, заряженного слоя на большой высоте. Искажаясь, щелчки молний становятся причудливыми. И да, среди типов природных сигналов есть один, который так и называется – «хор».
На настоящий хор, может, и не похоже. Но в темноте, у человека, которого застало врасплох, мозг может домыслить, сконструировать все, что угодно. Именно поэтому мне показалось – поют, а мужчине – что говорят. Каждый свое представил.
У этой версии есть то серьезное обоснование, резюмирует Поляков, что «природное радио» вещает на тех же частотах, на которых слышит ухо. Только ухо слышит звуки, а волны – это радио. Когда электромагнитная волна делается звуком, что и случилось – ее слышно напрямую, без ухищрений.
Явление, судя по всему, редкое: в Сети я нашел лишь несколько смутных упоминаний. Теперь вы знаете: голоса из ниоткуда – еще не повод пить таблетки. Физика – такая прикольная материя, что и таблетки не нужны.
КСТАТИ
Охотнее всех разговаривает шаровая молния. Это – плазменный сгусток так и не выясненной природы, и он постоянно пульсирует. Часто шаровые молнии попадают в дома, и медленно облетают комнаты. Специалисты советуют затаиться: даже легкое ваше движение изменит потоки воздуха и привлечет молнию к вам. Пульсируя, молния разгоняет воздух в комнате. Люди слышат звуки, которые часто оказываются странными, а если фантазия богатая, тут и послание из электрического мира распознать немудрено. Отчего даже некоторые серьезные инженеры полагают, что шаровые молнии то ли живые, то ли это некие зонды из другого измерения.
В ТЕМУ
Хотя одни люди любят засыпать под звуки грозы, особенно, если гром где-то далеко, другие ее панически боятся. Психологи относят раскаты грома и шлепанье падающих капель к разряду амниотических, или убаюкивающих, звуков. Что-то такое (конечно, не гром, но подобное) человек слышит еще в утробе матери, потом в колыбели. Такое сочетание тонов и ритмов помогает успокоиться. Но некоторые люди обладают способностью слышать звуки очень низкой частоты. И для них раскаты грома оборачиваются обратной, пугающей стороной, ведь низкие тона – врожденный сигнал тревоги (считается, что это тон рычащего льва, главного противника первобытных людей). Если вы особенно боитесь грома, поздравляю, у вас уникальные уши.